Этот свадебный наряд калмезской удмуртки. Работа уникальная. До этого не восстанавливался ни разу, сделан исключительно по архивных материалам. Так что пока шили, рассказывают мастера, узнали многое и о костюме и о самих калмезах — жили они между реками Кильмезь и Ува, были очень дружелюбными — это видно и по наряду — в нём много русских элементов, но такой головной убор носили только удмуртки.
НАДЕЖДА СИДОРОВА, МЕТОДИСТ ПО ТКАЧЕСТВУ УЗЕЙ-ТУКЛИНСКОГО ДОМА РЕМЕСЕЛ, УВИНСКИЙ РАЙОН: «Удмурты называют «кунь сэрего» — это значит «три угла». Вот здесь лоскутка очень интересная, выстраивается так же, как мировое древо на головном покрывале «сюлык» южных удмуртов. Да, здесь оно скромное, но, тем не менее, народное и очень богато выглядит».
Этот костюм создали четыре мастерицы за два месяца — вручную. Почти как в старину, тогда каждая девушка-удмуртка свой свадебный наряд должна была сшить сама. А вот богатые монисты ей доставались по наследству.
КСЕНИЯ ПИРОГОВСКАЯ, МЕТОДИСТ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ УЗЕЙ-ТУКЛИНСКОГО ДОМА РЕМЕСЕЛ, УВИНСКИЙ РАЙОН: «В нём себя ощущаешь как-то защищённой от всего, какое-то чувство гордости».
Эту коллекцию мастера республики создали впервые — в ней наряды сразу восьми групп удмуртов. В каждом костюме — рассказывают — отражается надежда на долгую счастливую совместную жизнь. А потому в свадебном наряде — как ни в каком другом — каждый элемент со смыслом.
НАИЛЯ СОБИНА, ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УДМУРТИИ: «Мастера, которые работали над этим, они снова окунулись, они стали изучать не только в музеях, они начали изучать эту семейную традицию у себя в доме. Это южные, это северные. Они стали интересоваться, сохранились ли эти костюмы. Они погрузились в тот период и сегодня они с такой любовью это показывают».
Эти удмуртские подвенечные наряды уже вызвали восхищение московской публики — на международном фестивале. Показать коллекцию мастера собираются и всем жителям Удмуртии, она побывает во всех районах республики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий